Preview

Сибирский научный медицинский журнал

Расширенный поиск

Профориентация как приоритетное направление в решении кадровой проблемы в здравоохранении

https://doi.org/10.18699/SSMJ20210114

Полный текст:

Аннотация

В здравоохранении России в последние два десятилетия продолжает ухудшаться обеспеченность медицинскими кадрами. За период с 2000 по 2018 г. она снизилась примерно на 11 % как врачами, так и специалистами со средним медицинским образованием. Обусловлено это несколькими причинами: отказ от ранее существовавшей системы подготовки и насыщения отрасли специалистами, неудачная оптимизация системы здравоохранения страны, дефицит внимания органов власти к молодым специалистам, созданию благоприятных условий для их жизни и работы и др. Немаловажную роль играет недостаточная работа по профориентации, в том числе на медицинские специальности, с учащимися общеобразовательных организаций и нежелание медицинских работников заниматься этим. В статье приводятся рекомендации по организации профориентационной работы среди старшеклассников, описаны формы, в которых ее можно проводить: специализированные медицинские классы, кружки по изучению основ медицинских знаний, волонтерство. Значительный интерес представляет опыт областной клинической больницы, которая уже в течение 5 лет курирует специализированный медицинский класс, 78–96 % выпускников которого выбрали медицинскую профессию. Активно работают с общеобразовательными организациями преподаватели Новосибирского медицинского колледжа, в связи с чем конкурс среди поступающих в него составляет от двух человек на место по специальности «Медицинская сестра» до 12–14 по специальностям «Фармация» и «Ортопедическая стоматология». Эффективность профориентации во многом зависит от того, насколько системно и методически правильно она проводится, для чего необходима организация трехуровневой системы: кабинет профориентации (I уровень), пункт профориентации (II уровень), центр по организации профориентационной работы (III уровень). Совместная работа представителей общеобразовательных и медицинских организаций, медицинских учебных заведений будет способствовать тому, что в медицину придут выпускники школ, уверенные в правильности выбранной ими профессии. После окончания обучения они вернутся в родные края, в привычную для них среду, и с высокой степенью вероятности останутся там навсегда.

Об авторах

В. М. Чернышев
Новосибирский государственный медицинский университет Минздрава России; Сибирский окружной медицинский центр ФМБА России
Россия

Владимир Михайлович Чернышев, д.м.н., проф.

630091, г. Новосибирск, Красный просп., 52
630007, г. Новосибирск, ул. Каинская, 15 



М. И. Воевода
ФИЦ фундаментальной и трансляционной медицины
Россия

Михаил Иванович Воевода, д.м.н., проф., академик РАН

630060, г. Новосибирск, ул. Тимакова, 2



Р. И. Айзман
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Роман Иделевич Айзман, д.б.н., проф.

630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



А. В. Юданов
Государственная Новосибирская областная клиническая больница
Россия

Анатолий Васильевич Юданов, к.м.н.

630087, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 130



О. В. Стрельченко
Сибирский окружной медицинский центр ФМБА России
Россия

Оксана Владимировна Стрельченко, к.м.н.

630007, г. Новосибирск, ул. Каинская, 15



С. В. Домахина
Новосибирский медицинский колледж
Россия

Светлана Владимировна Домахина

630099, г. Новосибирск, ул. Октябрьская, 7



Список литературы

1. Чернышев В.М., Воевода М.И., Мингазов И.Ф. О несостоятельности кадровой политики в здравоохранении России. Сиб. науч. мед. журн. 2019; 43 (6): 107–115. doi: 10.15372/SSMJ20190614

2. Чернышев В.М., Стрельченко О.В., Латуха О.А. Профориентация – важный этап решения кадровой проблемы в здравоохранении. Научные труды ФГБУЗ «Сибирский окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства». 2020; (8): 176–183.

3. Организация профориентации на медицинские специальности в школе. Ред. М.И. Воевода, В.М. Чернышев. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2019. 244 с.

4. Профориентация на медицинские профессии. Режим доступа: https://studbooks.net/1905917/meditsina/proforientatsiya_meditsinskie_professii.

5. Профессиональная ориентация школьников. Режим доступа: https://edunews.ru/proforientaciya/materials/dlya-shkolnikov.html

6. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Суботялов М.А. Психофизиологические основы профориентации учащихся. Новосибирск: НГПУ, 2009. 154 с.

7. Полуяновa Е.И. Эффективные формы и методы работы с обучающимися, их законными представителями, педагогическими работниками в области профориентации. Режим доступа: https://infourok.ru/effektivnie-formi-i-metodi-raboti-v-oblastiproforientacii-2344655.html.

8. Пчелина И.В., Дьяченко В.Г. Профессиональная ориентация в подготовке врачей: Учебно-методическое пособие. Хабаровск: Издательский центр ДВГМУ, 2004. 145 с.

9. Домахина С.В., Антипкина М.А., Колдобанова Е.П. Профориентация школьников через реализацию волонтерских проектов. Научные труды ФГБУЗ «Сибирский окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства». 2020; (8): 374–380.

10. Пять форматов профориентации, практикуемых во всем мире. Режим доступа: https://newtonew.com/school/world-class-proforientation.

11. Юданов А.В., Пляскина М.В. О роли и месте медицинских организаций в проведении профориентации для школьников. Научные труды ФГБУЗ «Сибирский окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства». 2020; (8): 194–199.

12. Кружковая работа в школе. Режим доступа: https://www.menobr.ru/article/65451-qqq-18-m5krujkovaya-rabota-v-shkole.

13. Родителям о профориентации. Режим доступа: http://sch16.pinsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=43381.

14. Сперанская Н.В. Профориентация школьников. Методическое пособие для классных руководителей. СПб, 2012. 34 с.


Для цитирования:


Чернышев В.М., Воевода М.И., Айзман Р.И., Юданов А.В., Стрельченко О.В., Домахина С.В. Профориентация как приоритетное направление в решении кадровой проблемы в здравоохранении. Сибирский научный медицинский журнал. 2021;41(1):130-139. https://doi.org/10.18699/SSMJ20210114

For citation:


Chernyshev V.M., Voevoda M.I., Aizman R.I., Yudanov A.V., Strelchenko O.V., Domakhina S.V. Career guidance as a priority in solving the personnel problem in healthcare. Siberian Scientific Medical Journal. 2021;41(1):130-139. (In Russ.) https://doi.org/10.18699/SSMJ20210114

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2512 (Print)
ISSN 2410-2520 (Online)