Preview

Сибирский научный медицинский журнал

Расширенный поиск

Морфофункциональные и психофизиологические показатели организма в мониторинге здоровья студентов с учетом адаптации к условиям образовательной среды

https://doi.org/10.18699/SSMJ20230609

Аннотация

Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе во многом зависит от индивидуально-типологических особенностей организма. Физиологический и психологический статус студента, исходные мотивационные установки являются определяющими факторами. На этом фоне важнейшее значение приобретает поиск путей улучшения состояния здоровья, повышения работоспособности и адаптационных резервов будущих квалифицированных специалистов.

Материал и методы. Проведено лонгитудинальное исследование обучающихся на разных курсах в вузе. В ходе исследования у студентов на первом и затем на втором курсе обучения оценены антропометрические данные, методом ИФА определена концентрация тестостерона и кортизола в слюне, тиреотропного гормона и трийодтиронина в сыворотке крови, выполнен общий анализ крови автоматизированным методом на гематологическом анализаторе, а также оценены психофизиологические показатели с помощью унифицированных тест-опросников.

Результаты. Установлено, что в процессе обучения у студентов уменьшается концентрация гемоглобина, среднее содержание гемоглобина в эритроците и количество лейкоцитов. Следует также отметить достоверное повышение содержания тиреотропного гормона и снижение уровня трийодтиронина и тестостерона у студентов на третьем курсе обучения. С помощью опросника Басса – Дарки выявлено увеличение критерия агрессии и подозрительности у студентов на старшем курсе в сравнении с этими показателями на первом курсе обучения.

Заключение. Полученные результаты исследования расширяют информационно-методологическую базу оценки функционального состояния организма студентов с позиций системного подхода и теории нормы, углубляют представление об основных механизмах, обусловливающих стресс-реализующую и стресс-лимитирующую стратегии адаптации. Изучение показателей морфофункционального состояния организма позволяет в режиме ежегодного мониторинга здоровья определять регуляторно-адаптивные возможности организма студентов, поступивших на первый курс и обучающихся в дальнейшем, соответственно, прогнозировать риск развития дезадаптации и принимать меры профилактики для поддержания здоровья в период обучения.

Об авторах

О. И. Анфиногенова
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Анфиногенова Оксана Ивановна - к.б.н.

355017, Ставрополь, ул. Пушкина, 1



H. Deep
Частный университет фармации и косметологии Аль-Хаваш
Сирия

Дип Гала - к.м.н.

Хомс



Д. А. Доменюк
Ставропольский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия

Доменюк Дмитрий Анатольевич - д.м.н.

355017, Ставрополь, ул. Мира, 310



Г. С. Ивченко
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Ивченко Глеб Сергеевич - к.м.н.

355017, Ставрополь, ул. Пушкина, 1



И. В. Ржепаковский
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Ржепаковский Игорь Владимирович - к.б.н.

355017, Ставрополь, ул. Пушкина, 1



Список литературы

1. Чижкова М.Б. Динамика адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде медицинского вуза: к постановке проблемы. Вестн. Кемер. ГУ. 2019;21(4):1039–1049. doi: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-1039-1049

2. Резник С.Д., Черниковская М.В. Студенты России: жизненные приоритеты и социальная устойчивость. М.: ИНФРА-М, 2019. 242 с. doi: 10.12737/monography_5c0a17c3a354f0.90572513

3. Луков В.А., Луков С.В. Адаптация к учебе в вузе отдельных проблемных групп первокурсников: эмпирические данные и теоретические выводы. Горизонты гуманитарного знания. 2017;(5):86–95. doi: 10.17805/ggz.2017.5.7

4. Motzer S.A., Hertig V. Stress, stress response, and health. Nurs. Clin. North. Am. 2004;39(1):1–17. doi: 10.1016/j.cnur.2003.11.001

5. Трошина Е.А., Сенюшкина Е.С. Прямые и опосредованные эффекты трийодтиронина. Арх. внутр. мед. 2020;10(4):262–271. doi: 10.20514/22266704-2020-10-4-262-271

6. Leigh E., Chiu K., Clark D.M. Self-focused attention and safety behaviours maintain social anxiety in adolescents: An experimental study. PLoS One. 2021;16(2):e0247703. doi: 10.1371/journal.pone.0247703

7. Anfinogenova O.I., Lisova I.M., Elkanova A.B., Kubanov S.I., Anfinogenov V.A., Domenyuk D.A. The peculiarities of some indices of peripheral blood of foreign students. Archiv EuroMedica. 2019;9(1):20–25. doi: 10.35630/2199-885X/2019/9/1/20

8. Бердина О.Н., Шолохов Л.Ф., Рычкова Л.В., Мадаева И.М. Отличительные особенности гормонального статуса у мальчиков-подростков с эссенциальной артериальной гипертензией и синдромом обструктивного апноэ сна. Acta Biomed. Sci. 2017;2(4):53–57. doi: 10.12737/article_59fad5149bcb24.36563455

9. Onaka T. Neural pathways controlling central and peripheral oxytocin release during stress. Neuroendocrinology. 2004;16(4):308–312. doi: 10.1111/j.09538194.2004.01186.x

10. Labombarda F., Ghoumari A.M., Liere P., de Nicola A.F., Schumacher M., Guennoun R. Neuroprotection by steroids after neurotrauma in organotypic spinal cord cultures: a key role for progesterone receptors and steroidal modulators of GABA(A) receptors. Neuropharmacology. 2013;71:46–55. doi: 10.1016/j.neuropharm.2013.03.010

11. Saicić Z.S., Mijalković D.N., Nikolić A.L., Blagojević D.P., Spasić M.B. Effect of thyroxine on antioxidant defense system in the liver of different aged rats. Physiol. Res. 2006;55(5):561–568. doi: 10.33549/physiolres.930789

12. Faure R., Dussault J.H. Effects of adenosine triphosphate and alkaline phosphatase on solubilized 3,5,3’-triiodothyronine-binding activity. J. Neuroendocrinology. 1988;123(3):1245–1252. doi: 10.1210/endo123-3-1245

13. Daza F.J., Parrilla R., Martín-Requero A. Influence of thyroid status on hepatic alpha 1-adrenoreceptor responsiveness. Am. J. Physiol. 1997;273(6):1065– 1072. doi: 10.1152/ajpendo.1997.273.6.E1065


Рецензия

Для цитирования:


Анфиногенова О.И., Deep H., Доменюк Д.А., Ивченко Г.С., Ржепаковский И.В. Морфофункциональные и психофизиологические показатели организма в мониторинге здоровья студентов с учетом адаптации к условиям образовательной среды. Сибирский научный медицинский журнал. 2023;43(6):78-83. https://doi.org/10.18699/SSMJ20230609

For citation:


Anfinogenova О.I., Deep H., Domenyuk D.A., Ivchenko G.S., Rzhepakovsky I.V. Morphofunctional and psychophysiological body indicators in monitoring students’ health status, in view of their adjustment to academic environment. Сибирский научный медицинский журнал. 2023;43(6):78-83. (In Russ.) https://doi.org/10.18699/SSMJ20230609

Просмотров: 374


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2512 (Print)
ISSN 2410-2520 (Online)