Preview

Сибирский научный медицинский журнал

Расширенный поиск

Морфофункциональные и психофизиологические показатели организма в мониторинге здоровья студентов с учетом адаптации к условиям образовательной среды

https://doi.org/10.18699/SSMJ20230609

Аннотация

Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе во многом зависит от индивидуально-типологических особенностей организма. Физиологический и психологический статус студента, исходные мотивационные установки являются определяющими факторами. На этом фоне важнейшее значение приобретает поиск путей улучшения состояния здоровья, повышения работоспособности и адаптационных резервов будущих квалифицированных специалистов.

Материал и методы. Проведено лонгитудинальное исследование обучающихся на разных курсах в вузе. В ходе исследования у студентов на первом и затем на втором курсе обучения оценены антропометрические данные, методом ИФА определена концентрация тестостерона и кортизола в слюне, тиреотропного гормона и трийодтиронина в сыворотке крови, выполнен общий анализ крови автоматизированным методом на гематологическом анализаторе, а также оценены психофизиологические показатели с помощью унифицированных тест-опросников.

Результаты. Установлено, что в процессе обучения у студентов уменьшается концентрация гемоглобина, среднее содержание гемоглобина в эритроците и количество лейкоцитов. Следует также отметить достоверное повышение содержания тиреотропного гормона и снижение уровня трийодтиронина и тестостерона у студентов на третьем курсе обучения. С помощью опросника Басса – Дарки выявлено увеличение критерия агрессии и подозрительности у студентов на старшем курсе в сравнении с этими показателями на первом курсе обучения.

Заключение. Полученные результаты исследования расширяют информационно-методологическую базу оценки функционального состояния организма студентов с позиций системного подхода и теории нормы, углубляют представление об основных механизмах, обусловливающих стресс-реализующую и стресс-лимитирующую стратегии адаптации. Изучение показателей морфофункционального состояния организма позволяет в режиме ежегодного мониторинга здоровья определять регуляторно-адаптивные возможности организма студентов, поступивших на первый курс и обучающихся в дальнейшем, соответственно, прогнозировать риск развития дезадаптации и принимать меры профилактики для поддержания здоровья в период обучения.

Об авторах

О. И. Анфиногенова
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Анфиногенова Оксана Ивановна - к.б.н.

355017, Ставрополь, ул. Пушкина, 1



H. Deep
Частный университет фармации и косметологии Аль-Хаваш
Сирия

Дип Гала - к.м.н.

Хомс



Д. А. Доменюк
Ставропольский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия

Доменюк Дмитрий Анатольевич - д.м.н.

355017, Ставрополь, ул. Мира, 310



Г. С. Ивченко
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Ивченко Глеб Сергеевич - к.м.н.

355017, Ставрополь, ул. Пушкина, 1



И. В. Ржепаковский
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Ржепаковский Игорь Владимирович - к.б.н.

355017, Ставрополь, ул. Пушкина, 1



Список литературы

1. Чижкова М.Б. Динамика адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде медицинского вуза: к постановке проблемы. Вестн. Кемер. ГУ. 2019;21(4):1039–1049. doi: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-1039-1049

2. Резник С.Д., Черниковская М.В. Студенты России: жизненные приоритеты и социальная устойчивость. М.: ИНФРА-М, 2019. 242 с. doi: 10.12737/monography_5c0a17c3a354f0.90572513

3. Луков В.А., Луков С.В. Адаптация к учебе в вузе отдельных проблемных групп первокурсников: эмпирические данные и теоретические выводы. Горизонты гуманитарного знания. 2017;(5):86–95. doi: 10.17805/ggz.2017.5.7

4. Motzer S.A., Hertig V. Stress, stress response, and health. Nurs. Clin. North. Am. 2004;39(1):1–17. doi: 10.1016/j.cnur.2003.11.001

5. Трошина Е.А., Сенюшкина Е.С. Прямые и опосредованные эффекты трийодтиронина. Арх. внутр. мед. 2020;10(4):262–271. doi: 10.20514/22266704-2020-10-4-262-271

6. Leigh E., Chiu K., Clark D.M. Self-focused attention and safety behaviours maintain social anxiety in adolescents: An experimental study. PLoS One. 2021;16(2):e0247703. doi: 10.1371/journal.pone.0247703

7. Anfinogenova O.I., Lisova I.M., Elkanova A.B., Kubanov S.I., Anfinogenov V.A., Domenyuk D.A. The peculiarities of some indices of peripheral blood of foreign students. Archiv EuroMedica. 2019;9(1):20–25. doi: 10.35630/2199-885X/2019/9/1/20

8. Бердина О.Н., Шолохов Л.Ф., Рычкова Л.В., Мадаева И.М. Отличительные особенности гормонального статуса у мальчиков-подростков с эссенциальной артериальной гипертензией и синдромом обструктивного апноэ сна. Acta Biomed. Sci. 2017;2(4):53–57. doi: 10.12737/article_59fad5149bcb24.36563455

9. Onaka T. Neural pathways controlling central and peripheral oxytocin release during stress. Neuroendocrinology. 2004;16(4):308–312. doi: 10.1111/j.09538194.2004.01186.x

10. Labombarda F., Ghoumari A.M., Liere P., de Nicola A.F., Schumacher M., Guennoun R. Neuroprotection by steroids after neurotrauma in organotypic spinal cord cultures: a key role for progesterone receptors and steroidal modulators of GABA(A) receptors. Neuropharmacology. 2013;71:46–55. doi: 10.1016/j.neuropharm.2013.03.010

11. Saicić Z.S., Mijalković D.N., Nikolić A.L., Blagojević D.P., Spasić M.B. Effect of thyroxine on antioxidant defense system in the liver of different aged rats. Physiol. Res. 2006;55(5):561–568. doi: 10.33549/physiolres.930789

12. Faure R., Dussault J.H. Effects of adenosine triphosphate and alkaline phosphatase on solubilized 3,5,3’-triiodothyronine-binding activity. J. Neuroendocrinology. 1988;123(3):1245–1252. doi: 10.1210/endo123-3-1245

13. Daza F.J., Parrilla R., Martín-Requero A. Influence of thyroid status on hepatic alpha 1-adrenoreceptor responsiveness. Am. J. Physiol. 1997;273(6):1065– 1072. doi: 10.1152/ajpendo.1997.273.6.E1065


Рецензия

Просмотров: 383


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2512 (Print)
ISSN 2410-2520 (Online)