Оценка психофизиологических показателей нервной системы китайских и российских студентов медицинского университета в зависимости от сезона года
https://doi.org/10.18699/SSMJ20250308
Аннотация
В настоящее время наблюдается тенденция к интернационализации высшего образования. В то же время учебные заведения должны удовлетворять индивидуальные особенности иностранных студентов, предлагая широкий спектр образовательных услуг с учетом этнических и межкультурных различий для успешной адаптации к новым условиям окружающей среды и системе образования.
Целью исследования являлась оценка психофизиологических показателей нервной системы российских и китайских студентов медицинского университета в зависимости от сезона года.
Материал и методы. В исследовании приняло участие 203 студента первого курса, разделенных на группы по полу и национальности. Замеры проводились весной и осенью. Ситуативную и личностную тревожность оценивали по Спилбергеру – Ханину, функциональную асимметрию полушарий и психоэмоциональное состояние регистрировали на аппаратно-программном комплексе «Активациометр 6».
Результаты и их обсуждение. У всех обучающихся за весь период наблюдения преобладал умеренный уровень личностной и ситуативной тревожности. Однако осенью количество китайцев с высоким уровнем личностной тревожности, а весной – ситуативной – было больше по сравнению с россиянами. Среди китайских юношей за весь период исследования чаще встречались студенты с правополушарной асимметрией. У китаянок же весной было незначительное левополушарное смещение асимметрии, а осенью – межполушарная уравновешенность. Весной у китайских студентов значения психоэмоционального состояния были выше по сравнению с осенним периодом.
Заключение. Высокий уровень ситуативной тревожности и психоэмоционального состояния у китайцев весной обусловлен адаптацией к процессу обучения и эколого-климатическим условиям. Особенности распределения функциональной асимметрии полушарий у китайских и российских студентов объясняются различием восприятия и обработки информации.
Об авторах
Н. В. ТурбасоваРоссия
Наталья Вячеславовна Турбасова, к. б. н.
625043; ул. Пирогова, 3; Тюмень
А. М. Биктимирова
Россия
Альбина Маратовна Биктимирова,
625043; ул. Пирогова, 3; Тюмень
Н. Г. Елманова
Россия
Нина Георгиевна Елманова, к. б. н.
625023; ул. Одесская, 54; Тюмень
А. Е. Баянова
Россия
Анна Евгеньевна Баянова
625023; ул. Одесская, 54; Тюмень
Е. В. Жданова
Россия
Екатерина Васильевна Жданова, д. м. н, проф.
625023; ул. Одесская, 54; Тюмень
Список литературы
1. Фаршатов Р.С., Вильданов Т.Р. Психоэмоциональное состояние обучающихся из числа иностранных граждан на первом году обучения. Междунар. научно-исслед. ж. 2021;(12–2):182–186. doi: /10.23670/IRJ.2021.114.12.069
2. Злобина Ю.И. Социально-культурные техники интеграции иностранных студентов (на примере китайских студентов Алтайского государственного университета). Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2019;2(8):179–186.
3. Гаврилов П.С. Иностранные студенты в российских вузах: проблемы адаптации (на примере китайских студентов). Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2021;(3):47–56.
4. Григорьев П.Е., Хорсева Н.И., Овсянникова Н.М. Возможность использования компьютерной программы «Локальный универсальный мониторинг» (lum) для оценки психофизиологической адаптации иностранных студентов к обучению в российских вузах. Крым. ж. эксперим. и клин. мед. 2015;4(20):22–25.
5. Spielberger C.D., Gorsuch, R.L., Lushene R.E., Vagg P.R., Jacobs G.A. Manual for the State-Trait-Anxiety Inventory: STAI (Form Y1 – Y2). CA:Consulting Psychologists Press, 1983. 36 p.
6. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Спилбергера. Л.: ЛНИИФК, 1976. 40 с.
7. Цагарелли Ю.А. Системная диагностика и развитие психических функций с помощью аппаратурно-программного комплекса «Активациометр АЦ-9К». Казань: Познание, 2021. 385 с.
8. Мальцева А.С. Изменение уровня функциональной асимметрии полушарий головного мозга у дошкольников при выполнении заданий на интерактивном цифровом оборудовании. Научный результат. Педагогика и психология образования. 2023;9(2):68–82. doi: 10.18413/2313-8971-2023-9-2-0-6
9. Цаплина А.О. Исследование психоэмоционального состояния подростков, влияющих на процесс самореализации в творческой деятельности (на аппаратурно-программном комплексе «Активациометр»). Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2017;8(4-2):317–320. doi: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-317-320
10. Блейхер Д.О. Личностная тревожность девушек 14–16 лет, занимающихся стрельбой из лука. Вестник науки. 2023;4(6):1124–1128.
11. Ибахаджиева Л.А. «Тревожность» как психологическое явление: интерпретация термина, особенности проявления. Междунар. научно-исслед. ж. 2021;11(4):45–49. doi: 10.23670/IRJ.2021.113.11.128
12. Михайлова О.Б., Фаренникова Е.С. Характеристики тревожности российских и китайских студентов, обучающихся в дистанционном формате. Психология образования в поликультурном пространстве. 2021;(3):15–26. doi: 10.24888/2073-8439-2021-55-3-15-26
13. Харламенкова Н.Е. Половые и гендерные различия в представлениях о психологической безопасности. Социальная психология и общество. 2015;6(2):51–60.
14. Теняева О.В., Тоболевич О.А. Эмоциональные проявления у людей среднего возраста: половые различия. Междунар. научно-исслед. ж. 2023;(1):77. doi: 10.23670/IRJ.2023.127.142
15. Самохин М.В. Межполушарная асимметрия головного мозга. Соврем. терапия в психиатрии и неврол. 2019;(1):22–25.
16. Сычев В.В., Шатрова Н.В. Половые различия уровня постоянного потенциала мозга в состоянии бодрствования и их патофизиологическая оценка. Соврем. пробл. науки и образ. 2019;(2):153.
17. Джиоева А.А. Межполушарная асимметрия мозга в культурологической парадигме. Психология обучения. 2018;(1):110–121.
18. Собольников В.В. Менталитет, ментальность и этнопсихологические особенности китайцев. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2024. 160 с.
19. Алдакимова О.В. Психологические особенности китайских студентов и их учет в организации образовательного процесса в педагогическом вузе. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020;(2):161–168. doi: 10.37493/2307-907X.2020.2.21
20. Меерзон Т.И., Лутовина Е.Е. Функциональная асимметрия мозга и адаптация студентов к учебному процессу. Проблемы современного педагогического образования. 2018;(2):221–224.
21. Мальцева С.А. Адаптация человека к окружающей среде и функциональная асимметрия головного мозга. Педагогика. Общество. Право. 2015;(3):48–52.
22. Николаева Е.И., Вергунов Е.Г. Функциональная асимметрия мозга и латеральные предпочтения: перезагрузка. Эволюционный, генетический, психофизиологический и психологический подходы к анализу. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. 374 с.
23. Маслова Т.М., Покацкая А.В. Соотношение психоэмоционального состояния и уровня стрессоустойчивости личности. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020;9(2):351–353. doi: 10.26140/anip-2020-0902-0085
24. Погонышева И.А., Погонышев Д.А. Влияние полушарной организации мозга на процессы адаптации студентов северного вуза. Вестник Нижневартовского государственного университета. 2017;(4):100–104.
25. Александров А.Г., Лукьянёнок П.И. Изменение уровней тревожности студентов в условиях учебной деятельности. Науч. обозрение. Мед. н. 2016;(6):5–14.
26. Епишкин И.В., Виноградов М.А., Пилюгин В.А., Семенов Д.С. Исследование психоэмоционального напряжения студентов в условиях образовательного процесса. Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023;4(1):13–23.
27. Ежова Г.С. Особенности психоэмоционального состояния и уровня тревожности у студентов. Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022;3(11):18–24.
28. Зашихина В.В., Цыганок Т.В. Влияние климатогеофизических факторов на адаптационные возможности студентов вузов. Науч. обозрение. Мед. н. 2014;(3):532.
29. Макеева В.С., Баркалов С.Н., Герасимов И.В. Адаптация курсантов, обучающихся в образовательных учреждениях МВД России, средствами и методами физической рекреации. Научный диалог. 2016;(2):383–392.