ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГОРНО-АЛТАЙСКА
https://doi.org/10.15372/SSMJ20190213
Аннотация
Цель исследования – провести оценку физического развития и функционального состояния детей 8 лет Горно-Алтайска с учетом национальности, пола, частоты простудных заболеваний и социально-бытовых условий. Материал и методы. Объектом исследования явились обучающиеся в возрасте 8 лет – 115 детей (57 мальчиков и 58 девочек), в том числе 30 девочек и 31 мальчик русской национальности и 28 девочек и 26 мальчиков алтайской национальности. Определяли показатели: 1) антропометрические (длина, масса тела, окружность клетки, индекс Кетле, индекс Пинье); 2) функциональные (параметры внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы в условиях относительного покоя); динамометрические (сила мышц кисти, кистевой индекс). Проводили анализ медицинских карт и оценку социально-бытовых условий по опроснику. Результаты и их обсуждение. Морфофункциональные показатели большей части обследованных детей соответствовали средним значениям. Сравнение по национальному признаку показало, что в группе мальчиков практически нет различий по всем показателям, тогда как девочки отличались по главному генотипическому признаку: у русских девочек длина тела больше, чем у алтайских. Функциональные показатели мальчиков в большей мере, чем у девочек, зависели от степени развития морфологических параметров. У 22 % мальчиков обнаружено ожирение. Высказано предположение о большей чувствительности организма мальчиков к воздействию неблагоприятных факторов среды. Заключение. В семьях с недостаточным материальным доходом преобладали дети с мезоморфным типом телосложения, слабым развитием мышечной силы кистей рук, низкими показателями жизненной емкости легких. Частота простудных заболеваний у девочек в определенной степени связана с уровнем материального дохода родителей, тогда как у мальчиков – с уровнем их физического развития. По национальному признаку различия среди мальчиков не выявлены, тогда как русские девочки выше алтайских.
Об авторах
С. С. СидоровРоссия
ассистент кафедры физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности
649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 1
Е. А. Чанчаева
Россия
д.б.н., доцент, проф. кафедры физического воспитания и спорта, физиологии и безопасности жизнедеятельности
649000, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, 1
Р. И. Айзман
Россия
д.б.н., проф. кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности
630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
Список литературы
1. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты: пути оздоровления. Саратов, 1986. 45 с.
2. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Сухарева Л.М., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Лонгитудинальные исследования физического развития школьников г. Москвы (1960-е, 1980-е, 2000-е гг.) // Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации / ред. А.А. Баранов, В.Р. Кучма. М.: ПедиатрЪ, 2013. 192 с.
3. Воробьев В.Ф. Сравнительная динамика длины и массы тела учениц начальной школы города Череповца // Экол. человека. 2013. (7). 44–50.
4. Кашуба В.А. Биомеханика осанки. Киев: Олимпийская литература, 2003. 260 с.
5. Кирилова И.А. Оценка физического развития как популяционной характеристики детского населения Иркутской области: автореф. дис. … канд. биол. наук. Иркутстк, 2017.
6. Милушкина О.Ю., Федотов Д.М., Бокарева Н.А., Скоблина Н.А. Возрастная динамика мышечной силы современных школьников // Вестн. РГМУ. 2013. (1). 62–65.
7. Поляков А.Я., Петруничева К.П., Гигуз Т.Л., Маляревич В.С., Умнякова А.М., Богачанов Н.Д. Методические материалы по оценки физического развития детей школьного возраста г. Новосибирска. Новосибирск, 1998. 135 с.
8. Скоблина Н.А., Федотов Д.М., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А., Татаринчик А.А. Характеристика физического развития детей и подростков Архангельска и Москвы: исторические аспекты // Журн. мед.-биол. исслед. 2016. (2). 110–122.
9. Ставицкая А.Б., Арон А.Д. Методика исследования физического развития детей и подростков. М.: Медгиз, 1959, 75 с.
10. Фараджева Н.А. Физическое развитие и физическая подготовленность детей 5–7 лет, проживающих в Восточном Забайкалье // Гуманит. вектор. 2008. (4). 98–102.
11. Филиппова Т.А., Верба А.С. Физическое развитие и состояние здоровья детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста // Нов. исслед. 2013. (4). 145–158.
12. Чанчаева Е.А., Айзман Р.И., Сидоров С.С. Гендерная вариабельность морфофункциональных показателей подростков Горного Алтая // Гигиена и санитария. 2016. (3). 269–273.
Рецензия
Для цитирования:
Сидоров С.С., Чанчаева Е.А., Айзман Р.И. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГОРНО-АЛТАЙСКА. Сибирский научный медицинский журнал. 2019;39(2):92-98. https://doi.org/10.15372/SSMJ20190213
For citation:
Sidorov S.S., Chanchaeva E.A., Ayzman R.I. PHYSICAL DEVELOPMENT AND FUNCTIONAL STATUS OF JUNIOR SCHOOL CHILDREN OF GORNO-ALTAYSK. Сибирский научный медицинский журнал. 2019;39(2):92-98. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/SSMJ20190213