Preview

Сибирский научный медицинский журнал

Расширенный поиск

Сравнительный анализ самооценки и объективного состояния здоровья у студентов младших курсов медицинских и гуманитарных специальностей

https://doi.org/10.15372/SSMJ20190613

Полный текст:

Аннотация

Цель исследования - определить уровень самооценки качества жизни, связанного со здоровьем (КЖСЗ), и соотнести его с объективным состоянием здоровья студентов младших курсов медицинских и гуманитарных специальностей.

Материал и методы. Исследование проводилось в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ) и в Тихоокеанском Государственном медицинском университете (ТГМУ) с 10.12. 2017 по 10.06.2018. В нем приняли участие 479 студентов младших (1-3) курсов, из них 228 (47,5 %) обучались специальностям медицинского направления в ДВФУ и ТГМУ, 251 (52,5 %) - специальностям гуманитарного профиля (ДВФУ). Средний возраст студентов составил 19,5 ± 1,9 года, средняя частота отклика - 94,2 %. Отбор проводился с использованием принципов стратифицированной по половому признаку рандомизации. Состояние здоровья студентов оценивалось по наличию хронических заболеваний и уровню индекса коморбидности Чарлсона. При сборе данных использовались карты амбулаторного пациента (Форма 025/у), журналы учета приема больных (Форма 001-1/у), врачебно-контрольные карты диспансерного наблюдения (Форма 062/у). Для самооценки КЖСЗ применялась анкета «Краткая форма самооценки КЖСЗ MOS SF-36v2» (MOS SF - Medical Outcomes Study Short Form version 2). Демографический и социально-экономический статус определялся с помощью специальной анкеты.

Результаты и их обсуждение. Показатель КЖСЗ у студентов медицинских специальностей оказался связан с частотой обращаемости за врачебной помощью (г = 0,75; p < 0,01), индексом коморбидности (г = 0,43; p < 0,05) и средним числом имеющихся у респондентов хронических заболеваний (г = 0,49; p < 0,05). Взаимосвязь суммарного показателя КЖСЗ с физическим и психическим компонентами самооценки КЖ также оказалась достаточно сильной (соответственно г = 0,69; p < 0,01 и г = 0,59; p < 0,01). У студентов гуманитарных специальностей показатель КЖСЗ был (помимо физического и психического компонента КЖ) связан лишь со средним числом хронических заболеваний (г = 0,69; p < 0,05). Таким образом, 76,0 % студентов медицинских и гуманитарных специальностей на младших курсах имеют хронические заболевания внутренних органов; наиболее часто встречаются заболевания пищеварительной (30-33 %), мочеполовой (10-14 %), респираторной (7-10 %) и нервной (6-10 %) систем. КЖСЗ у студентов младших курсов медицинских и гуманитарных специальностей достоверно не различается и оценивается ими как удовлетворительное.

Об авторах

В. В. Кузнецов
Тихоокеанский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия

Владимир Вячеславович Кузнецов  - кандидат медицинских наук.

690002, Владивосток, просп. Острякова, 2



И. Г. Кузина
Дальневосточный федеральный университет Минобрнауки России
Россия

Ирина Геннадьевна Кузина - кандидат исторических наук

690091, Владивосток, ул. Суханова, 8



К. В. Косилов
Тихоокеанский государственный медицинский университет Минздрава России; Дальневосточный федеральный университет Минобрнауки России
Россия

Кирилл Владимирович Косилов  - доктор медицинских наук

690002, Владивосток, просп. Острякова, 2; 690091, Владивосток, ул. Суханова, 8



Е. А. Смирнов
Тихоокеанский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия

Евгений Андреевич Смирнов

690002, Владивосток, просп. Острякова, 2



Е. К. Косилова
Тихоокеанский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия

Екатерина Кирилловна Косилова

690002, Владивосток, просп. Острякова, 2



Р. А. Байрамов
Тихоокеанский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия

Руслан Андреевич Байрамов

690002, Владивосток, просп. Острякова, 2



Список литературы

1. Агаларова Л.С., Адигюзелов Ф.Б., Гамзаева М.А., Ильясова У.Г., Абдулкеримова Д.Р Изучение и оценка состояния здоровья студентов. Урал. мед. журн. 2017; (1): 147-148.

2. Алексеенко С.Н., Дробот Е.В. Категории жизнестойкости и качества жизни у студентов медицинского ВУЗа в сопряженности с самооценкой здоровья. Земский врач. 2014; (2): 41-44.

3. Амирджанова В.Н. Ревматоидный артрит и качество жизни больных: методология исследований, валидации инструментов, оценка эффективности терапии: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2008.

4. Бабина В.С. Проблемы здоровья студенческой молодежи. Молодой ученый. 2015; (11): 572-575.

5. Били-Лазарь А.А., Хлебутина Э.В., Вольский В.В. Причины ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи. Успехи соврем. естествознания. 2013; (10): 192.

6. Бобылева О.В. Состояние здоровья студенческой молодежи как социально-экологическая проблема. Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Естеств. и техн. науки. 2013; 18 (3): 852-854.

7. Бянкина Л.В., Изотова В.М., Хотимченко А.В., Цуман Н.А. Самооценка здоровья студентами профессиональных учебных заведений Хабаровска как составляющая их психофизиологического состояния. Учен. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2014: (4): 24-28.

8. Здоровье студентов: социологический анализ. Отв. ред. И.В. Журавлева. М., 2012. 252 с.

9. Ирихин Н.В., Журавлев Ю.И., Жернако-ва Н.И., Чефранова Ж.Ю., Ирихина И.В. Сравнительный анализ объективной и субъективной оценок здоровья студентов в ходе реализации инновационной образовательной программы «Здоровьесбережение». Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Естеств. и техн. науки. 2009; (6): 149-153.

10. Картышева С.И., Попова О.А., Грошева Е.С. Самооценка здоровья и образа жизни студентов педагогического университета. Гигиена и санитария. 2015; (9): 18-20.

11. Корниенко Д.С., Козлов А.И., Отавина М.Л. Взаимосвязь самооценок здоровья и психологического благополучия у практически здоровых и имеющих хронические заболевания молодых людей. Гигиена и санитария. 2016; (6): 577-581.

12. Миннибаев Т.Ш., Рапопорт И.К., Гончарова Г.А., Чубаровский В.В., Тимошенко К.Т. Состояние здоровья студентов и основные задачи университетской медицины. Здоровье населения и среда обитания. 2012; (3): 16-20.

13. Недошивин А.О., Кутузова А.Э., Петрова Н.Н., Варшавский С.Ю., Перепеч Н.Б. Исследование качества жизни и психологического статуса больных с хронической сердечной недостаточностью. Серд. недостаточность. 2000; 1 (4): 148-159.

14. Николаева Н.И., Порфирьева Т.И., Гуме-нюк В.И. Неблагоприятные факторы образовательного пространства. Здравоохранение Рос. Федерации. 2011; (1): 28-31.

15. Новохатская Э.А., Яковлева Т.П., Калитина М.А. Заболеваемость студентов, обусловленная характером питания в современных условиях обучения. Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и ист. медицины. 2017; (5): 281-285.

16. Поздеева Т.В. Научное обоснование концепции и организационной модели формирования здоровьесберегающего поведения студенческой молодежи: автореф. дис. ... докт. мед. наук. М., 2008.

17. Проскурякова Л.А., Лобыкина Е.Н. Структура и оценка эффективности мероприятий системы сохранения здоровья студентов. Гигиена и санитария. 2017; (1): 79-84.

18. McColl E., Han S.W., Barton J.R., Welfare M.R. A comparison of the discriminatory power of the Inflammatory Bowel Disease Questionnaire and the SF-36 in people with ulcerative colitis. Qual. Life Res. 2004; 13 (4): 805-811. doi: 10.1023/B:QURE.0000021701.28467.57

19. Ware J.E., Jr., Sherbourne C.D. The MOS 36-item short-form health survey (SF-36). I. Conceptual framework and item selection. Med. Care. 1992; 30 (6): 473-483.


Для цитирования:


Кузнецов В.В., Кузина И.Г., Косилов К.В., Смирнов Е.А., Косилова Е.К., Байрамов Р.А. Сравнительный анализ самооценки и объективного состояния здоровья у студентов младших курсов медицинских и гуманитарных специальностей. Сибирский научный медицинский журнал. 2019;39(6):98-106. https://doi.org/10.15372/SSMJ20190613

For citation:


Kuznetsov V.V., Kuzina I.G., Kosilov K.V., Smirnov E.A., Kosilova E.K., Bayramov R.A. Comparative analysis of self-assessment and objective state of health in students of junior courses of medical and humanitarian specialties. Siberian Scientific Medical Journal. 2019;39(6):98-106. (In Russ.) https://doi.org/10.15372/SSMJ20190613

Просмотров: 61


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2512 (Print)
ISSN 2410-2520 (Online)