Preview

Сибирский научный медицинский журнал

Расширенный поиск

Качество жизни детей и подростков с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью в Республике Тыва

https://doi.org/10.18699/SSMJ20240520

Аннотация

Цель исследования – изучить показатели качества жизни у детей и подростков с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью (ГЭРБ) в популяциях монголоидного и европеоидного населения Республики Тыва. Материал и методы. Поперечным методом обследованы школьники в возрасте 7–18 лет – представители коренного (25 монголоидов-тувинцев с ГЭРБ и 354 практически здоровых) и пришлого населения Республики Тыва (5 европеоидов с ГЭРБ и 158 практически здоровых). Фиксировались гастроэнтерологические жалобы и демографическая информация. Для оценки качества жизни детей использовались адаптированные российские родительская (CHQ-PF28) и детская (CHQ-PF45) версии опросника Child Health Questionnaire (CHQ), который позволяет оценивать различные сферы жизнедеятельности ребенка. Результаты и их обсуждение. Установлено снижение качества жизни у школьников обеих этнических популяций при наличии ГЭРБ по ряду шкал по оценке самих детей и их родителей. Однако в отличие от родителей в оценке детьми имелась тенденция к снижению в разделе «семейная сплоченность» (р = 0,068), что в определенной мере может отражать наличие внутрисемейных проблем, которые могут оказывать психотравмирующее воздействие на ребенка. По оценке родителей, у школьников с ГЭРБ в европеоидной популяции снижение показателей касалось лишь шкалы «физическая активность» (р = 0,039). В тувинской популяции отмечались более обширные отклонения – в разделах «общая оценка здоровья» (р = 0,041), «физическая активность» (р = 0,024), «изменения в состоянии здоровья» (р = 0,006), «боль/дискомфорт» (р = 0,037). По оценке детей у европеоидов с ГЭРБ снижение показателей не установлено, а тувинцы с ГЭРБ имели меньше отклонений по шкалам, чем по мнению их родителей. Заключение. У школьников Тывы с ГЭРБ установлено снижение показателей качества жизни, более выраженное у монголоидов-тувинцев, и наличие различий при его оценке самими детьми и их родителями.

Просмотров: 782


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2410-2512 (Print)
ISSN 2410-2520 (Online)